Студия  психологии и творчества «Утро бабочки», г. Краснодар

Индивидуальные и семейные консультации психолога, игра «Трансформация», занятия творчеством, тренинги

Спецвыпуск для тех, кто хочет быть здоровым

    Городеская роспись Возможно, многие  из вас бывали на выставках современного декоративно-прикладного искусства, в магазинах, где продают изделия художественных промыслов, сувениры. Вот силуэт черных коней с развивающимися гривами и хвостами. А вот и композиции из цветов с включением мотива «конь» и «птица». В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и «быстрота рук» мастера. Как отмечал Исаев, «живописец хорош, если у него в голове и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что «с неба идёт», если он не задумывается нарисовать и «тигру», и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор… пусть всё это будет несогласно с природой, пусть небо будет зелёное, деревья красные… лишь бы было разнообразие».

    Сегодня мы продолжили изучать разнообразие творческих направлений и делать первые шаги к себе настоящему через творчество. Территория творчества + славянская музыка + история городецкой росписи – все это наполнило атмосферу доверия. Вначале мы узнали о промыслах и истории возникновения декоративной росписи, о ее видах, а их оказалось на удивление всем много (хохломская, городецкая, пермогорская, жостовская, гжель, и т.д)

     Решили начать с городецкой, она для новичков проста в исполнении. А называется эта роспись по городу Городец, где жили народные умельцы. Находится он на высоком берегу Волги, недалеко от Нижнего Новгорода, а рядом, чуть восточнее, село Охлебаиха.

 

Село Городец старинное, оно было основано еще в XII веке. Удобное местоположение на берегу Волги, среди глухих лесов, привлекло к нему население. Сюда бежали все, кто хотел укрыться от непосильных налогов, от помещичьего гнета. Среди беглецов было много искусных ремесленников. По документам начала XVIII века большинство жителей Городца не занималось земледелием. Было среди них много кузнецов, ткачей, красильщиков, пряничников, плотников, резчиков. Мастеров, для которых основным материалом было дерево, т. е. резчиков, плотников, столяров, было здесь более всего. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал для поделок. От детских игрушек и колыбелейдо креста над могилой — все делалось из дерева: дома и суда, кареты и сани, ковши, чашки, ложки. Делались из дерева и орудия труда, главным образом предназначенные для обработки льна.
    Крестьяне Охлебаихи часто находили на берегах реки потемневшие от воды стволы дубов. И, вероятно, эти находки натолкнули искусного мастера на мысль использовать этот материал в своих изделиях. Из потемневшего «мореного» дуба стали вырезать фигурки коней, птиц и вставлять в углубления на поверхности осинового донца. Такая техника украшения называется инкрустацией. Хоть делали эти донца в Охлебаихе,но назывались они «городецкими», потому что крестьяне возили их продавать на торги в село Городец, и уже из Городца они расходились по всей губернии. Крестьянки любили эти красивые, изысканные вещи.
    Однажды, рассказывают, в одну из церквей Городца пришел работать художник-живописец. Он подновлял потускневшие иконы. Его большой набор красок, кистей, быстрая, спорая работа произвели на крестьян впечатление легкости и простоты. Многие стали пробовать силы в новом для них деле. Но это оказалось не так просто. Один из мастеров вспоминал впоследствии: «Делали с большой присидливостью, плакали и скоблили, если не удавалось,и вновь выводили».
       Манеру росписи, которая сложилась в районе Городца, трудно спутать с какой-нибудь другой — так она своеобразна. Для росписи использовали яичные краски, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Преобладали синие, красные, белые и черные цвета. Местные художники не знали законов перспективы, их рисунки получались плоскими, но вместе с тем какими-то удивительно легкими, прозрачными.
       При росписи использовали своеобразный инструмент. Это простая палка, на конец которой прикреплялся кусочек гриба-дождевика.В наши дни Городецкий промысел как бы родился вновь и зажил новой жизнью.

Я заметила, что чем больше смотришь на городецкую роспись, тем все больше и больше она подкупает своей простотой, наивностью рисунка, непосредственностью передачи окружающего мира, задушевной теплотой.

    Изучив секреты неповторимой красоты городецкой росписи, мы рисовали гуашью  кто что хотел. Сначала медленно выводили кружки и овалы, соединяя плавные линии. Честно признаюсь, мне было нелегко вначале, я привыкла к прямым линиям (и в жизни так, напрямую поступаю). Вот и училась гибкости и плавным переходам вместе с творческой группой. К концу рабочего часа и руки стали послушными, и кисти тоньше и «легче на поворотах». А вообще это творчество мне для души, оно позволило расслабиться и отвлечься от суетных мыслей, наполнить себя какой-то ценной древней силой, красотой, которую передавали наши предки из поколения в поколение. Это как в  летний зной из колодца напиться чистой, родниковой воды. И снова в путь…

     Прикосновение к древнерусскому искусству росписи по дереву, к умению и опыту мастеров  позволило нам в спокойной обстановке выразить свои помыслы и порывы души на бумаге.

    Полагаю, что это умение художников  помогало выжить на Руси, наполнить жизнь крестьян яркими красками, отвлечься от трудностей, ярче выделить сюжет в своих работах, придать им иное смысловое звучание и удовлетворить различные вкусы ценителей этого искусства.

    Благодарю  всех, кто был рядом и наполнял светом своей души территорию творчества для взрослых. Спасибо за участие! А для тех, кто желает присоединиться в следующий раз, напоминаю, что бесплатные занятия в течение часа проводятся в центре каждые вторник и пятницу. О том, какая тема будет в ближайшие дни отслеживайте на нашем сайте. Желающие могут оформить рассылку и получать свежие новости. Продолжаем  укреплять свое душевное здоровье! До встречи. С Вами была Анна.

ФОТОТЧЁТ «ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА: Культура древней Руси — городецкая роспись»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Избранные видео

«…общение сердцем и есть основа для всего человечества».

Социальный короткометражный фильм «Сострадание»


Отличный клип, постановка которого передает созависимые отношения. Она прошла сквозь прутья клетки, но вышла ли из нее? Статья «Созависимые отношения»


Быть собой никогда не поздно.